Церковно-служебная жизнь и причт
Указ о придании Петропавловскому собору
статуса кафедрального храма столицы
императрица Анна Иоанновна подписала за два года до его освящения, в 1731 году.
Однако упорядоченные систематические службы в нем начались только с 1737 года,
когда был утвержден штат собора. По штату при соборе состояли: протоиерей,
он же - настоятель, четыре священника, один протодиакон, два диакона, пять дьячков,
пять пономарей и одна просвирня.
С 1737 года в соборе начали регулярно проходить архиерейские служения, отправлявшиеся
по установленной очередности высшими иерархами русской церкви, специально для этого
присылавшимися в Петербург. На этих службах обязательно должно было присутствовать
духовенство соборных церквей столицы, а в отдельных случаях для сослужения
приглашались и приходские священники.
В Петропавловском соборе, как епархиальном центре, производили священников в
архиепископский сан и рукополагали Санкт-Петербургских митрополитов. Первую свою
службу новый митрополит должен был проводить сразу после рукоположения здесь же,
в соборе.
Однако с 70-х годов XVIII века собор Петра и Павла начинает постепенно утрачивать
свое кафедральное значение. Одной из причин тому было перемещение центра городской
жизни с Городского на Адмиралтейский остров, где находился Зимний дворец.Шла
интенсивная застройка территории домами знати и обывателей и кафедральные службы
все чаще и чаще проходили в храмах, ближе расположенных к новому центру. Весной же
и осенью, во время ледохода и ледостава, Петропавловский собор оказывался совершенно
отрезанным от левобережной части города, и в документах того времени, объяснявших
причины переноса кафедральных служений, непосредственно указывалось- "за опасностью
Невы".
Но главная причина заключалась в том, что значение собора как императорской
усыпальницы играло все большую и большую роль в его жизни, а сочетать с этим
функции кафедрального собора становилось все сложнее.
Окончательная утрата собором кафедральных функций произошла в 1858 году, когда
императорским указом главным храмом Петербурга был объявлен новопостроенный
Исаакиевский собор. Одновременно изменилось штатное расписание Петропавловского
собора. Теперь при нем находились: настоятель, ключарь, два священника и два диакона,
четыре дьячка и четыре пономаря, три звонаря и просвирня. В 1859 году здание
Петропавловского собора из епархиального подчинения перешло в ведение Придворной
строительной конторы Министерства императорского двора, а указом Александра III
от 7 апреля 1883 года причт, имущество и архив были переданы в Придворное духовное
ведомство.
Особенности использования Петропавловского собора вносили свои коррективы в
цер-ковно-служебную деятельность. В нем никогда не отправлялись такие христианские
таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими
членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для
тех комендантов Петропавловской крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище
в ограде собора.
С момента освящения храма его церковно-служебная жизнь в значительной мере
определялась тем, что он был императорской усыпальницей. С течением времени
отправление поминальных служений стало одним из главных в деятельности причта,
хотя священнослужители собора не имели при этом полной самостоятельности: по
преимуществу заупокойные службы проводились высшими иерархами Русской Православной
церкви.
Расписание заупокойных служений окончательно сформировалось к середине 1850-х годов
и в дальнейшем лишь немного корректировалось. Службы совершались в дни рождений,
тезоименитств и в дни смерти императоров и императриц, покоившихся в соборе.
Поминание же великих князей и княгинь, погребенных здесь, приурочивалось к ближайшей
дате в расписании, но в отдельных случаях проводилось самостоятельно. Сложившийся
порядок был закреплен в "Табели поминовений в сем соборе, повсегодно совершаемых в
разных месяцех и числах по Великих государех и императорех и императрицех и по
высокой их фамилии". В ней регламентировались не только дни поминовения, но и то,
на каком церковно-иерархическом уровне должна проходить служба. Последние
исправления в Табель были внесены в 1895 году после смерти последнего императора,
похороненного в соборе - Александра III. Отдельные службы должны были проводиться
по тем числам, на которые выпадали дни памяти императоров, императриц, а также тех
цесаревичей, великих князей и княгинь, ближайшие родственники которых были еще живы
и могли выразить желание присутствовать на обряде. Членами Синода осуществлялись
службы в дни поминовения Петра I и императоров, императриц и цесаревичей, скончавшихся
после 1855 года (первым в этом списке был Николай I). По императорам и императрицам
от Екатерины I до Александра I служили викарные епископы. Службы по великим князьям
и княгиням отправляли иерархи более низкого ранга - "чередные" архимандриты. В конце
XIX века было установлено 28 дней, по которым в соборе совершались поминовения.
В такие дни в Петропавловском соборе бывало большое скопление людей. Священник А. А.
Дернов под впечатлением от литургии и панихиды 28 августа 1895 года, в день тезо-
именитства трех покойных императоров - Александра I, Александра II и Александра III
- описал происходившее: "Необычный вид представлял собор Петропавловский <...>.
Тысячи богомольцев, людей разного звания и состояния окружали со всех сторон собор,
который весь наполнен множеством богомольцев - фабричных рабочих, пришедших
поклониться гробницам царей наших, почивающих в соборе.
Посредине собора, начиная от самых царских врат до находящегося в самом центре
собора архиерейского амвона, протянулись два ряда хоругвей, под сенью которых
протянулись также два ряда икон, образовавших две сплошные стены. Всю левую сторону
занял хор фабричных певчих - мужчин, женщин, детей <...>.
При входе в собор крестный ход был встречен соборным причтом, после чего тотчас
же началась литургия, совершенная соборно с хором Л.-гв. Гренадерского полка.
На панихиду после литургии вышло 9-ть священников и 4 диакона. Пели два хора.
Поминали на екте-ниях всех императоров и императриц, почивающих в соборе.
Умилительно было видеть, когда во время пения: "со святыми упокой" и "вечная память"
- вся церковь преклонила колена и только над этою коленопреклоненною массою
колыхались хоругви и виднелись иконы.
В конце литургии настоятелем собора Про-т[оиереем] И. Степ. Нечаевым сказано
было соответствующее случаю слово.
Потом крестный ход пошел обратным порядком". Во время заупокойных служений в
собор часто приезжали здравствующие члены императорской семьи, желавшие присутствовать
на литургии или панихиде по своим усопшим родственникам. О таких посещениях
священнослужителей собора заранее уведомлял комендант Петропавловской крепости,
получавший информацию о них от гофмаршала. Одновременно комендант уточнял,
как следует подготовить собор к приезду высочайших особ. Распоряжения касались
в основном убранства помещения, но обязательным условием был запрет для доступа
в храм посторонним лицам. В тех случаях, когда двери Петропавловского собора
оказывались закрытыми для простых богомольцев и посетителей, специально для
них совершалась еще одна заупокойная служба, но уже после отъезда из крепости
членов императорской фамилии.
Причт Петропавловского собора не только участвовал в архиерейских служениях,
но и самостоятельно отправлял многочисленные поминальные службы, что было связано
с неурочным прибытием в собор высочайших особ, желавших отслужить панихиду по тому
или иному усопшему родственнику. О необходимости провести такую службу гофмаршал
и комендант Петропавловской крепости заблаговременно извещали причт для того,
чтобы сделать в соборе необходимые приготовления: перенести или вовсе отменить
обычные ежедневные службы, удалить из собора всех посторонних, убрать помещение
коврами.
|