Кроме членов царствующего дома, выражали желание отслужить панихиды у
императорских гробниц и представители государственных учреждений, общественных
организаций, воинских частей, учебных заведений. Обычно эти просьбы удовлетворялись.
Панихиду могли заказать и частные лица. Это можно было сделать не только при
посещении собора, но и выслав ходатайство и деньги за богослужение по почте.
По просьбе заказчика панихиды выдавалось удостоверение о том, что таковая проведена.
После очередного захоронения причт обязан был отправлять заупокойные служения по
усопшему.
Так, в связи с кончиной Александра III настоятель собора Иоанн Нечаев
отдал следующее распоряжение: "Поминовение в Бозе почившего Государя Императора
Александра III должно совершаться в Петропавловском соборе неукоснительно в течение
года. До погребения ежедневно должна совершаться заупокойная литургия и, по окончании
оной, панихида. В последующее за тем время на каждой литургии, за исключением
Высокоторжественных и Царских дней, должна быть возносима особая заупокойная
ектения и, при конце литургии, у гробницы почившего - краткая лития".
В источниках по истории собора почти не упоминаются обычные ежедневные богослужения,
что неудивительно, так как эта сторона его жизни находилась на втором плане. Вероятно,
рядовые богослужения были упорядочены только в 1884 году. Среди архивных документов
сохранился составленный настоятелем собора в декабре 1883 года "Перечень
церков-но-служебной деятельности Петропавловских соборян". В нем сообщается,
что "регулярное служение вседневных вечерень и утрень имеет быть начато с нового
<1884> года". До этого они проводились лишь во время Великого поста, а регулярный
характер носили только дневные литургии, отправлявшиеся неукоснительно. Служебная
нагрузка соборных священников была достаточно велика. На долю каждого в год
приходилось 90 литургий, 20 всенощных, 20 великопостных и до 140 вседневных вечерен
и утрен.
Последнее изменение штата Петропавловского собора произошло в 1902 году. Были
упразднены должности дьячков, пономарей, звонарей и просвирни, а вместо них появился
протодиакон и четыре псаломщика.
После Октябрьской революции службы в соборе продолжались, и причт существовал
по-прежнему. Весной 1918 года комендант Петропавловской крепости Г. И. Благонравов
распорядился закрыть собор как действующий храм под предлогом "причинения неудобств
работе администрации крепости". Однако по настоятельным просьбам верующих через
два месяца его вновь открыли, но ненадолго. По распоряжению нового коменданта
А. И. Поп-пеля 14 мая 1919 года собор был закрыт окончательно, но его причт еще
какое-то время продолжал существовать. Последний известный документ, подписанный
настоятелем Ф. Боголюбовым, имеет дату 19 мая 1922 года.
В июле 2001 года восстановлен приход Императорского мемориального собора
во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Петрапавловской крепости
Санкт-Петербурга и возобновлены Богослужения.
Именная икона
В Русской Православной традиции с давних
времен существовал обычай дарения икон, которыми сопровождались все наиболее значимые
события жизни благочестивого человека.
Особенно ценились иконы, специально написанные для дарения, содержание которых
оговаривалось Заказчиком. Как правило, это были именные иконы с избранными святыми
в клеймах.
Например, родители, благословляя своего сына на воинскую службу, дарили ему икону
с изображением Богородицы, Николая-Чудотворца или Святого, именем которого назван
их сын. Часто в таких иконах рядом изображались, так называемые избранные Святые
- особо почитаемые в семье дарителей или их небесные покровители. Такие иконы
становились бесценной семейной реликвией и передавались из поколения в поколение,
оберегая и сохраняя целые роды христиан, на протяжении долгих лет и даже веков.
Приход Императорского мемориального собора во имя Первоверховных Апостолов Петра
и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, по благословению Настоятеля
прихода игумена Александра, возрождает, во имя Христово, забытую в годы безбожия,
национальную традицию и предлагает следующее:
Заказчик, принимает решение о том, какую икону следует заказать для благословения
родных, дарения близкому человеку или, в воспоминание и молитвенное поминание,
потомкам.
Составляется письменный договор, где подробно указывает характер изображения и
задачи иконописца.
В иконописном мастерской, по всем канонам Православия, в полном соответствии с
Лицевым подлинником и традициями русской иконной живописи, изготовленными по
старинным рецептам, красками, к указанному в договоре сроку, создается икона.
Икона принимается Заказчиком, после исследования ее Священником и заполнения
Делопроизводителем Прихода специального формуляра, где указывается чин иконы,
ее описание, имя иконописца, заказчика, события, по случаю, которого создана икона,
имени того, кому икона вручается.
В формуляр также заносится надпись, которой, по желанию заказчика она может быть
сопровождена на тыльной стороне, Это может быть молитва, посвящение, благословение
или иная, приличествующая случаю надпись.
В формуляре, также указывается дата написания иконы, дата ее освящения в
Петропавловском императорском соборе и дата подношения. В формуляр заносится номер,
который ставится на тыльной стороне иконы. Номер и описание иконы заносится в Реестр,
хранящийся в приходе на отдельную страницу, где оставляется место для записей,
в случае, если икона будет переходить к другому владельцу,
В заключительной части формуляра, содержится покорнейшая просьба, по возможности,
письменно извещать обо всех владельцах иконы и возможном перемещении. Таким образом,
в реестровой книге будет отслежена судьба каждой иконы вышедшей из Петропавловского
Императорского собора. Затем икона освящается в Императорском мемориальном соборе и,
после молебна, вручается владельцу.
Таким образом, христианин, заказавший икону, становится обладателем Священного образа,
достойного высоких образцов Православной иконной живописи, освященного в усыпальнице
Российских Государей и Помазанников Божьих.
По желанию заказчика икона может быть одета ризой, ручного изготовления, (серебряной,
позолоченной или золотой), помещена в киот, изготовленный из различных, в том числе
и редких, пород дерева.
В киоте, за задней стенкой, может быть, оставлено место или специальное отделение,
для хранения формуляра иконы, ладана, елея, свечей, семейных реликвий или иных
памятных вещей и документов.
По особому заказу, может быть, иконописцем, писавшим большую заказную Икону, написан
небольшой образок этой иконы, для постоянного сопровождения Владельца в странствиях,
воинских походах или иных отлучках из дому.
По нашему глубочайшему убеждению, православный христианин, заказавший икону, получает
через нее Благодать Божию на свою семью, своих родных и близких, подлинную семейную
реликвию, которая будет сопутствовать его потомкам и хранить их на многия лета.
|