НОВОСТИ ОБРАЩЕНИЕ ФОТОГАЛЕРЕЯ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Написать письмо Контакты
Календарь предстоящих событий и памятных дат
9 июля(26 июня) 2004 г. Возвращение святыни
Одним из самых заметных событий в культурной жизни Санкт-Петербурга в минувшем году была проводившаяся в Михайловском манеже (Зимнем стадионе) 19-25 октября Девятая Всероссийская выставка "Православная Русь". Более двухсот участников из 45 городов России, Беларуси и Украины - епархии, монастыри, храмы, книгоиздательства, учебные заведения, СМИ, художественные и производственные мастерские, ювелиры и художники, реставраторы и иконописцы развернули на площади в 4000 квадратных метров свои экспозиции. Выставку посетили десятки тысяч человек, и в определённые часы на ней было буквально не протолкнуться
Одним из центральных событий на выставке стала состоявшаяся 21 октября пресс-конференция по поводу предстоящего возвращения в Россию из США в будущем году Тихвинской иконы Божьей матери. Масштаб предстоящего события переоценить трудно. Речь идёт не о произведении искусства, хотя иконы и являются таковыми, но не в этом их главное достоинство - их смысл и предназначение в другом, и не только о предмете религиозного культа. Это высочайшая историческая и культурная ценность, а также один из утраченных нами символов российской государственности.
По церковным преданиям икону написал ещё при земной жизни Богородицы один из евангелистов - Лука. Долгое время она находилась в Иерусалиме. В V веке её перенесли в Константинополь, где икона была установлена в специально построенном Влахернском соборе и почиталась как небесная покровительница Византийской империи. Однажды, принимая купцов из Новгорода Великого, константинопольский патриарх посетовал, что икона исчезла неизвестно куда, и спросил: не появлялись ли у вас слухи о ней. Купцы ответили, что неизвестно откуда появилась чудотворная икона, которую видели вначале ладожские рыбаки, а затем обнаружили неподалёку от Тихвина. Её поместили в деревянную церковь, выстроенную для этой цели. По описанию иконы и, сопоставив время исчезновения и появления, пришли к выводу, что это и есть та самая, написанная Лукой.
Тихвинская икона стала одной из самой почитаемых в России, с неё сделаны были сотни тысяч списков (копий) и находились они от царских покоев и кафедральных соборов до простых крестьянских изб. С ней связан целый ряд исторических событий. Великий князь Василий III приказал возвести в Тихвине каменную церковь - Успенский собор, строительство которого завершили в 1515 году, а в 1526 он молился перед Тихвинской иконой Богоматери о даровании ему наследника. Наследник появился, это был Иван IV Грозный. Он тоже приезжал в 1547 году помолиться иконе и испросить благословение на царский титул. В том же году его венчали на царство. В 1560 году царь Иван Грозный издал указ построить Тихвинский мужской общежительный монастырь.
Списком с Тихвинской иконы, хранившимся в Ипатьевском монастыре близ Костромы, мать Михаила Фёдоровича Романова инокиня Марфа благословила в 1613 году на царство своего сына, так в России на три столетия воцарилась династия Романовых. В том же 1613 году и ещё раз в следующем 1614 небольшой гарнизон Тихвинского монастыря вместе с монахами помоложе отразил попытки овладеть обителью, предпринятые шведами во главе с Делагарди. В обоих случаях успеху участники обороны считали себя обязанными Тихвинской иконе, и это считалось одним из главных её чудес. Это были первые серьёзные победы, одержанные Россией при новой династии. В 1617 году в селении Столбово на реке Сясь недалеко от Тихвина был заключен мир со шведами, по которому Россия, хоть и теряла выход к Балтийскому морю, но возвращала себе Новгород и новгородские земли. Отправляясь на переговоры, русские послы молились перед Тихвинской иконой, а один из списков её брали с собой. После подписания мира эту икону увезли в Москву в Успенский собор. Но впоследствии её выпросили для себя новгородцы. Тихвинская Столбовская икона Богоматери была помещена в Софийском соборе в Новгороде Великом. Она стала одной из самых почитаемых и роскошно убранных икон этого древнего города. Надо сказать, что и в других новгородских храмах были списки Тихвинской иконы - в Воскресенской церкви, Тихвинской, Троицкой, Спасо-Преображенской, святых великомучеников Федора и Никиты.
В Москве в Успенском соборе и ряде других церквей также были эти иконы.
В 1703 году списком с Тихвинской иконы Богоматери был освящено место, где Петр заложил город Санкт-Петербург, вскоре ставший столицей Российской империи.
Один из списков - Тихвинская Ополченная икона побывала с тихвинской народной длужиной на полях Отечественной войны 1812 года. Когда жалкие остатки наполеоновской армии уносили ноги, переправляясь через Березину, именно тихвинцам суждено было отбить у захватчиков серебряную ризу, ободранную захватчиками в Москве с образа Тихвинской Божьей Матери. Впоследствии Тихвинская Ополченная икона побывала и на полях сражений
в ходе Крымской войны.
Икона была чудотворной, чудеса творили и многие из списков с неё. Была даже своя специализация. К подлинной Тихвинской иконе обращались с молитвами об исцелении от детских болезней, спасала она слепых и бесноватых. Маленькая Тихвинская икона в иконостасе из древнего придела Николая Чудотворца в Тихвинской обители исцеляла от зубной боли. К иконе Тихвинской в санкт-петербургском Исаакиевском соборе приходили помолиться люди, поражённые параличом, страдавшие болезнями опорно-двигательного аппарата -
ломотою в ногах и т.д.
При всём при этом, по сути своей, образ Тихвинской Богоматери является одной из национальных святынь России, имеющей отношение ко всему её населению, какой бы религиозной принадлежности человек не был и верит ли он в чудеса. Это один из символов российской государственности, поклоняться которому, почитать и оберегать есть не дело выбора, а первейшая гражданская обязанность. Это как знамя воинской части, только ещё масштабнее и значимей. Полк, потерявший своё знамя, расформировывается, но вместо него формируют другой, может из тех же людей, но под другим номером и с другим знаменем. Утрата национального символа хуже. Переформироваться в другую нацию сложнее, если возможно вообще.
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь был разграблен в 1917 году, а в 1936 совсем закрыт. Возобновлён он совсем недавно - в 1995 году. В войну в Тихвине были немцы, отступая, они увезли икону в Псков, где передали её Русской православной церкви. Какое-то время она находилась в псковском Троицком соборе . Затем попала в Ригу. Спас икону архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс). С нею он до 1949 года находился в лагерях для перемещённых лиц в Германии и Франции, а затем уехал в США, где нёс службу в Свято-Троицком соборе в Чикаго. Скончался он в 1982 году, завещав приёмному сыну протоиерею Сергию (Гарклавсу) возвратить икону Тихвинской обители, но тогда лишь, когда монастырь будет восстановлен. С 2001 года с Сергием велись переговоры. И вот на пресс-конференции в Михайловском манеже настоятель Тихвинского Успенского Богородичного монастыря игумен Евфимий (Шашорин) и представители ленинградской областной и тихвинской городской администраций, а также директор Тихвинского музея Колесникова подробно рассказали, как будет обставлено возвращение иконы. Из США её перевезут в Ригу, где ей готовят торжественную встречу, на участие в которой предварительное согласие дала президент республики, так как в Латвии считают икону не исключительно православной, а всехристианской и общечеловеческой культурной ценностью. Побывает она во Пскове, в Москве и Петербурге, а 9 июля (26 июня) она займёт своё историческое место в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре..
Продолжение...
СОЮЗЫ,ОБЩЕСТВА И ЗЕМЛЯЧЕСТВА

ЮБИЛЕИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

КАЗАЧИЙ СИНОДИК И НЕКРОПОЛЬ

ХРАМЫ






Главный редактор - Новиков В.Т.
Разработка и дизайн - Щербина Ю.В.
Санкт-Петербург, 2004
Hosted by uCoz