НОВОСТИ ОБРАЩЕНИЕ ФОТОГАЛЕРЕЯ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Написать письмо Контакты
Петропавловский собор
Церковно-служебная жизнь и причт Указ о придании Петропавловскому собору статуса кафедрального храма столицы императрица Анна Иоанновна подписала за два года до его освящения, в 1731 году. Однако упорядоченные систематические службы в нем начались только с 1737 года, когда был утвержден штат собора. По штату при соборе состояли: протоиерей, он же - настоятель, четыре священника, один протодиакон, два диакона, пять дьячков, пять пономарей и одна просвирня.
С 1737 года в соборе начали регулярно проходить архиерейские служения, отправлявшиеся по установленной очередности высшими иерархами русской церкви, специально для этого присылавшимися в Петербург. На этих службах обязательно должно было присутствовать духовенство соборных церквей столицы, а в отдельных случаях для сослужения приглашались и приходские священники.
В Петропавловском соборе, как епархиальном центре, производили священников в архиепископский сан и рукополагали Санкт-Петербургских митрополитов. Первую свою службу новый митрополит должен был проводить сразу после рукоположения здесь же, в соборе.
Однако с 70-х годов XVIII века собор Петра и Павла начинает постепенно утрачивать свое кафедральное значение. Одной из причин тому было перемещение центра городской жизни с Городского на Адмиралтейский остров, где находился Зимний дворец.Шла интенсивная застройка территории домами знати и обывателей и кафедральные службы все чаще и чаще проходили в храмах, ближе расположенных к новому центру. Весной же и осенью, во время ледохода и ледостава, Петропавловский собор оказывался совершенно отрезанным от левобережной части города, и в документах того времени, объяснявших причины переноса кафедральных служений, непосредственно указывалось- "за опасностью Невы".
Но главная причина заключалась в том, что значение собора как императорской усыпальницы играло все большую и большую роль в его жизни, а сочетать с этим функции кафедрального собора становилось все сложнее.
Окончательная утрата собором кафедральных функций произошла в 1858 году, когда императорским указом главным храмом Петербурга был объявлен новопостроенный Исаакиевский собор. Одновременно изменилось штатное расписание Петропавловского собора. Теперь при нем находились: настоятель, ключарь, два священника и два диакона, четыре дьячка и четыре пономаря, три звонаря и просвирня. В 1859 году здание Петропавловского собора из епархиального подчинения перешло в ведение Придворной строительной конторы Министерства императорского двора, а указом Александра III от 7 апреля 1883 года причт, имущество и архив были переданы в Придворное духовное ведомство.
Особенности использования Петропавловского собора вносили свои коррективы в цер-ковно-служебную деятельность. В нем никогда не отправлялись такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для тех комендантов Петропавловской крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище в ограде собора.
С момента освящения храма его церковно-служебная жизнь в значительной мере определялась тем, что он был императорской усыпальницей. С течением времени отправление поминальных служений стало одним из главных в деятельности причта, хотя священнослужители собора не имели при этом полной самостоятельности: по преимуществу заупокойные службы проводились высшими иерархами Русской Православной церкви.
Расписание заупокойных служений окончательно сформировалось к середине 1850-х годов и в дальнейшем лишь немного корректировалось. Службы совершались в дни рождений, тезоименитств и в дни смерти императоров и императриц, покоившихся в соборе. Поминание же великих князей и княгинь, погребенных здесь, приурочивалось к ближайшей дате в расписании, но в отдельных случаях проводилось самостоятельно. Сложившийся порядок был закреплен в "Табели поминовений в сем соборе, повсегодно совершаемых в разных месяцех и числах по Великих государех и императорех и императрицех и по высокой их фамилии". В ней регламентировались не только дни поминовения, но и то, на каком церковно-иерархическом уровне должна проходить служба. Последние исправления в Табель были внесены в 1895 году после смерти последнего императора, похороненного в соборе - Александра III. Отдельные службы должны были проводиться по тем числам, на которые выпадали дни памяти императоров, императриц, а также тех цесаревичей, великих князей и княгинь, ближайшие родственники которых были еще живы и могли выразить желание присутствовать на обряде. Членами Синода осуществлялись службы в дни поминовения Петра I и императоров, императриц и цесаревичей, скончавшихся после 1855 года (первым в этом списке был Николай I). По императорам и императрицам от Екатерины I до Александра I служили викарные епископы. Службы по великим князьям и княгиням отправляли иерархи более низкого ранга - "чередные" архимандриты. В конце XIX века было установлено 28 дней, по которым в соборе совершались поминовения. В такие дни в Петропавловском соборе бывало большое скопление людей. Священник А. А. Дернов под впечатлением от литургии и панихиды 28 августа 1895 года, в день тезо- именитства трех покойных императоров - Александра I, Александра II и Александра III - описал происходившее: "Необычный вид представлял собор Петропавловский <...>. Тысячи богомольцев, людей разного звания и состояния окружали со всех сторон собор, который весь наполнен множеством богомольцев - фабричных рабочих, пришедших поклониться гробницам царей наших, почивающих в соборе.
Посредине собора, начиная от самых царских врат до находящегося в самом центре собора архиерейского амвона, протянулись два ряда хоругвей, под сенью которых протянулись также два ряда икон, образовавших две сплошные стены. Всю левую сторону занял хор фабричных певчих - мужчин, женщин, детей <...>.
При входе в собор крестный ход был встречен соборным причтом, после чего тотчас же началась литургия, совершенная соборно с хором Л.-гв. Гренадерского полка. На панихиду после литургии вышло 9-ть священников и 4 диакона. Пели два хора. Поминали на екте-ниях всех императоров и императриц, почивающих в соборе. Умилительно было видеть, когда во время пения: "со святыми упокой" и "вечная память" - вся церковь преклонила колена и только над этою коленопреклоненною массою колыхались хоругви и виднелись иконы.
В конце литургии настоятелем собора Про-т[оиереем] И. Степ. Нечаевым сказано было соответствующее случаю слово. Потом крестный ход пошел обратным порядком". Во время заупокойных служений в собор часто приезжали здравствующие члены императорской семьи, желавшие присутствовать на литургии или панихиде по своим усопшим родственникам. О таких посещениях священнослужителей собора заранее уведомлял комендант Петропавловской крепости, получавший информацию о них от гофмаршала. Одновременно комендант уточнял, как следует подготовить собор к приезду высочайших особ. Распоряжения касались в основном убранства помещения, но обязательным условием был запрет для доступа в храм посторонним лицам. В тех случаях, когда двери Петропавловского собора оказывались закрытыми для простых богомольцев и посетителей, специально для них совершалась еще одна заупокойная служба, но уже после отъезда из крепости членов императорской фамилии.
Причт Петропавловского собора не только участвовал в архиерейских служениях, но и самостоятельно отправлял многочисленные поминальные службы, что было связано с неурочным прибытием в собор высочайших особ, желавших отслужить панихиду по тому или иному усопшему родственнику. О необходимости провести такую службу гофмаршал и комендант Петропавловской крепости заблаговременно извещали причт для того, чтобы сделать в соборе необходимые приготовления: перенести или вовсе отменить обычные ежедневные службы, удалить из собора всех посторонних, убрать помещение коврами.

Продолжение...
СОЮЗЫ,ОБЩЕСТВА И ЗЕМЛЯЧЕСТВА

ЮБИЛЕИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

КАЗАЧИЙ СИНОДИК И НЕКРОПОЛЬ

ХРАМЫ






Главный редактор - Новиков В.Т.
Разработка и дизайн - Щербина Ю.В.
Санкт-Петербург, 2004
Hosted by uCoz